— Лиана, мы поздравляем вас с большим событием – выходом вашей книги «Путешествие по вложенным мирам». Как вы себя ощущаете в статусе писательницы? И каково это – держать в руках свою книгу?
— Знаете, это действительно необычное ощущение. Я иногда ловлю себя на мысли — неужели это написала я? Но, конечно, выход книги очень меня вдохновляет, потому что мне удалось реализовать ту идею, которую я закладывала в нее изначально.
«Путешествие по вложенным мирам» – это сборник эссе, написанных в разные годы. Мне важно было выстроить книгу так, чтобы читатель мог совершить по ней свое путешествие от начала до конца или открыть произвольно в любом месте, но при этом почерпнуть для себя что-то важное. И судя по отзывам читателей, это получилось. Самое удивительное, что эта задумка работает даже на мне самой! На днях я открыла книгу на эссе «Человек сильный» и с первых строк почувствовала, будто кто-то объясняет мне мои же мысли, насколько это непросто — быть сильным человеком, и какова бывает цена.
— Сколько времени заняла работа над книгой?
— Около полугода интенсивной работы. Мой редактор, очень талантливый молодой человек, сразу уловил суть идеи, помог мне собрать первую, черновую компоновку и в дальнейшем был моим первым читателем. Задача стояла непростая – из вороха эссе, их было около 60, я хотела выстроить историю с определенным ритмом повествования. Где-то приходилось усиливать начало или финал, где-то объединять разные эссе в одно. Мне хотелось создать ту целостность, при которой каждая глава станет клеткой единого организма, а книга по своей структуре будет воплощать ту самую идею «вложенных миров», постоянной проекции от общего к частному и наоборот.
— Лиана, как вы пришли к писательству? Как почувствовали в себе этот талант и стремление писать?
— По сути, я начала писать, как только научилась читать. А сочинять истории начала еще раньше. Для меня это было так естественно! В детстве я писала детективы и давала их читать своей бабушке – адвокату по уголовным делам. Помню, ей нравилось, но тексты эти, к сожалению, не сохранились.
В подростковом возрасте, когда у девочек были такие альбомы с песнями и картинками, я писала в них свои рассказы, конечно, романтического характера. Потом оказывалось, что эти рассказы девочки друг у друга переписывали и авторство терялось.
Кстати, по поводу авторства у меня есть веселая история из студенческих лет. Был период, когда я, увлеченная бардовским течением, сочиняла песни и исполняла их под гитару. И однажды на 4 курсе я услышала, как парень под гитару поет песню, а слова и музыка — мои! Но он этого даже не знал, думал, что «народные». В общем, было забавно и немножечко грустно… Хотя, знаете, я странным образом в этом плане совершенно не тщеславна, потому что сочинительство – это настолько естественно для меня. Я делаю это не для того, чтобы получить какой-то отзыв, а просто потому, что не могу этого не делать…
— В одной из глав вы рассказываете, как ваша мама дала вам лучший совет по финансам: «Деньги – такая вещь. Сегодня они есть, завтра – нет, а послезавтра опять будут». В вашей жизни эта формула работает?
— Да, она действительно работает. У меня в жизни бывали периоды, когда я не считала денег, а были и такие, когда едва хватало на то, чтобы заправить машину. Условно говоря, это качели, и важно относиться к этому философски. Конечно, когда средств не хватает для поддержания базовых потребностей, это очень тяжело. Но все-таки человек дышит и созидает не только для этого. У маминой фразы есть продолжение: «Деньги приходят и уходят, а вот то, что мы с тобой можем наговориться сегодня вдоволь – это самое важное». Сколько денег у меня было тогда, я не помню. А вот наш разговор с мамой помню. Мы не помним, сколько стоила поездка, но навсегда запоминаем саму поездку. С этой точки зрения я и смотрю на деньги — они обеспечивают наши впечатления от жизни.
— Путешествия – важная часть вашей жизни. Им посвящена одна из глав вашей книги. А совсем недавно вы побывали в необычной поездке, причем – за рулем внедорожника. Где проходил ваш маршрут?
— Поездка не была для меня необычной – я уже не в первый раз принимаю участие в подобных автомобильных экспедициях. Я очень люблю движение, люблю Land Rover, не сочтите за рекламу, и очень люблю путешествовать. Все это сочетается в такого рода экспедициях по местам, куда я самостоятельно вряд ли могла бы добраться.
А вот маршрут действительно был необычным — Иркутск, Монголия, Бурятия. Мы частично объезжали Байкал, проезжали озеро Хубсугул в Монголии. Замечательное, медитативное место. Девственные леса, нетронутая природа. Жизнь, замершая 150 лет назад. Кроме горячей воды на турбазе и проезжающих мимо мотоциклов, все словно из 19 века. Деревянные дома, юрты, национальная одежда – все это не шоу для туристов, люди действительно так живут.
Монголия в этом плане — мир, совершенно отличный от того, к которому я привыкла. И при этом — мир, который я тоже люблю. Традиционные ценности, важность семьи, связь поколений, бережное отношение к природе, партнерские отношения с животным миром. Я не могу сказать, что то, как они живут – только так правильно. Нет. Но прислушиваться и присматриваться к тому, как традиционно живут люди в разных странах, нужно обязательно.
Мне очень забавно было наблюдать их смешанную религию — шаманизм с буддизмом. Там мы реально ходили вокруг этих штук, связанных ленточками, и просили хорошей дороги. И как бы это ни было смешно для цивилизованного человека, если они верят в своих духов степей, воды, воздуха, кто мы такие, чтобы ставить это под сомнение? Земля существует миллионы лет, а мы — совсем недавно.
В Монголии у меня несколько раз случались такие моменты, полумстические, полусмешные, когда тебе удается «словить дзен». Когда ты вдруг поднимаешь, что есть только ты и этот воздух вокруг тебя, и в нем происходит нечто необъяснимое. Вот это ощущение очень важно.
Когда выходишь за рамки своей обычной жизни и видишь мир шире, это не катарсис, но катализатор — возможность решить для себя, что действительно важно, а что – временно.
— Какое из впечатлений этого маршрута запомнится вам на всю жизнь?
— В один из вечеров мы ехали вдоль берега Хубсугула, розово-багряно-серебристый закат, озеро еще подо льдом, а на берегу стоит мальчик лет 10 и смотрит вдаль. Не в телефон. Мы долго ехали, и все это время он просто смотрел на закат. Это было завораживающе! Олицетворение единения человека и природы. Отчасти это напомнило мне обложку моей книги, где девочка смотрит вдаль через реку.
Человек и большой мир – это, знаете, глубинная, архетипическая картина, которую в городах мы практически не наблюдаем. Поэтому такие поездки мне очень важны. В них происходит своего рода перезагрузка. Кто-то делает детоксы в санаториях, а я выбираю такие поездки.
— Глядя на вас, трудно предположить, что столь женственная и привыкшая к благам цивилизации леди готова к непроходимым дорогам, долгим часам за рулем и вообще к суровым испытаниям.
— Если честно, это довольно тяжело физически — ранние подъемы, сон не больше 5 часов, весь день ты либо за рулем, либо за рулем твой компаньон, а ты трясешься на сидении рядом. Но все это компенсируется вселенной, в которую ты попадаешь. По-другому я назвать это не могу.
К заключительному ужину поездки нам удалось смонтировать видео, и глядя на экран, один из участников экспедиции сказал: «Неужели это мы, и мы действительно там были!» Те места, где мы побывали, стоят того, чтобы снять каблуки и не переживать по поводу длины ногтей.
Я городской человек, ценю комфорт. Но я еще и реалист. Поэтому я принимаю новые условия и адаптируюсь к ним. Это касается не только путешествий. Это касается жизни в целом.
— Лиана, вы в свое время научились пилотировать вертолет, владеете навыком экстремального вождения автомобиля, и в качестве руководителя прошли не один кризис. А что в жизни является самым большим вызовом для вас?
— Вы знаете, самый сложный вызов в моей жизни – это ответственность за других. Этот вызов никогда не исчезает, варьируется только его интенсивность. В любой момент времени может возникнуть ситуация, когда ответственность повиснет в воздухе и кто-то должен будет ее подхватить. И с большой долей вероятности это сделаю я. Если кто-то сделает это раньше меня, я буду безумно рада, но если нет, то возьму на себя. И этот вызов постоянный. Вечное испытание. Хватит ли твоей прочности, умения, профессионализма, чтобы ответить на этот вызов.
— В одном из эссе вы пишете, что всегда были перфекционисткой. Как по-вашему, это свойство характера, результат воспитания или осознанный выбор человека? И помогает ли это в жизни?
— Думаю, я с этим родилась, и это мне не мешает. Хотя говорят, что «синдром отличницы» в определенных ситуациях может быть помехой. Но это если ты его не принимаешь. А если принимаешь – вот я перфекционист – то это приводит к результату. Сколько у меня было обсуждений обложки книги? Пока остается то, обо что спотыкается мой глаз, мне не даст покоя мое чувство золотого сечения, пропорций. И это проявляется не только в восприятии визуальных вещей. У меня математический склад ума, хотя по роду деятельности я гуманитарий, и правильные пропорции и гармония, к которым я стремлюсь во всем, провоцируют во мне перфекциониста. Но я с этим живу, я это приняла много лет назад, много над этим шутила и считаю, что это качество мне помогает, в том числе, в бизнесе.
— Перфекционизм — это высокие требования?
— Ну что значит – высокие? Это правильные требования! Потому что так и должно быть.
— Мне очень нравится ваш афоризм: «Сложнее всего выполнять обещания, которые даешь самому себе». Почему это так?
— Есть такая вещь — внешний локус контроля. Чтобы сделать что-то самому, ты даешь обещание кому-то, и тогда это регулируется социальными ожиданиями. А когда ты договариваешься сам с собой, внешнего контроля нет. Перед кем ты будешь стыдиться, что не выполнил обещание? Именно поэтому кто-то бесконечно бросает курить, а кто-то регулярно садится на диету.
У меня одним из обещаний, данных себе еще лет в 25, было когда-нибудь написать книгу. Я знала, что хочу это сделать, что должна попробовать, но все время откладывала. Сложно давать обещания самому себе, потому что ты сам и судья, и исполнитель, и контролер, и эксперт. Признаюсь, я тоже не всегда выполняю данные себе обещания, но моя книга вышла в свет. Значит, у меня все же скорее получается, чем нет.
— Лиана, вы большая поклонница и ценитель искусства, по вашим сториз в соцсетях можно получить представление о театральной и концертной жизни Москвы, и не только. Вы могли улететь на Нетребко в Вену или на Стинга в Марбелью. Пандемия и последние международные события существенно изменили ситуацию. Как вы ее оцениваете?
— Сейчас ситуация с искусством шокирующая. То, что происходит, начиная с пандемии… Многие вещи лучше не комментировать, чтобы остаться в рамках интеллигентного разговора. Но я считаю, что все, что происходит начиная с 2020 года, это временный отход от того, что на самом деле должно быть. Искусство – это высшая степень развития человека. Банальная фраза, но искусство объединяет и не знает границ. Только через различные формы искусства человечество может сохраниться по-настоящему. Римская империя сохранилась не завоеваниями, а культурными объектами. Поэтому я очень рада, что искусство продолжает преодолевать все границы, которые строят политики. Даже если сейчас голос искусства приглушен и политизирован, я надеюсь, что это ненадолго. Потому что когда ты слушаешь Чайковского или Моцарта, ты понимаешь, что все, что происходит сегодня, это только сегодня. А Моцарт и Чайковский – это навсегда.