Лунный принц – так переводится имя Айхан с алтайского языка. Один из самых ярких участников 4 сезона «Танцев» на ТНТ, Айхан Шинжин в танцах с раннего детства. Он профессионал, и телешоу – лишь очередная ступень на пути к цели. Он не из тех, кто теряет голову от телеэфиров и восторгов фанаток. У него обезоруживающая улыбка, мощный балетный прыжок и твердый, бойцовский характер.
Его сценический образ – красавец с роскошным рельефным торсом, брутальный потомок Чингис-хана, герой-любовник с необузданной сексуальной энергией. Я тоже видела его на экране именно таким. Пока он не сел напротив меня за столиком в кафе, где мы встретились для интервью, и не улыбнулся своей открытой, почти детской улыбкой с ямочками на щеках.
У него очень приятная манера общаться, мягкий, негромкий голос, взгляд из-под длинной челки спокойный, без вызова. Он заказывает капуччино и выглядит так, словно над ним только что поработала команда стилистов. Хотя на самом деле Айхан буквально пару часов назад прилетел с гастролей и вечером у него снова самолет. Гастрольный тур участников проекта «Танцы». Большой тур с шоу «Болеро» Ляйсан Утяшевой. Съемки в Comedy Woman. Съемки клипов и собственные постановки – в качестве танцовщика, режиссера, хореографа. Известность, и не только в профессиональной среде — я вижу, как смотрят на него девушки из-за соседних столиков. У него есть даже своя коллекция одежды Nizhnish. Неплохо для парня из далекого Улан-Удэ.
— Айхан, как ты считаешь, то, что происходит сейчас в твоей жизни – это везение? Счастливый билет?
— Если мне и повезло, то в том, что я родился у моих родителей, в творческой семье, в роду с интересной историей, повезло с генетикой, с данными. Повезло, что правильно выбрал свой путь. В этом смысле да, я счастливчик. Но мне через многое пришлось пройти. Бывало, что я растягивал на неделю килограмм риса, когда мне просто больше нечего было есть, и ходил пешком, потому что не было денег даже на метро. Это я сейчас прихожу на ТНТ и могу поздороваться с Екатериной Варнавой: «Привет, Катя!», а еще года три назад я и предположить не мог, что буду знать всех этих ребят. В том, что происходит сейчас в моей жизни, много моего труда.
Что такое труд и трудности, Айхан знает не понаслышке. Он вырос в большой многодетной семье – у его родителей восемь сыновей и дочерей, и Айхан — самый старший из них. А с самым младшим братишкой разница у них 24 года.
Имя Айхану дал его дед – Таныспай Шинжин, известный в Алтайском крае человек — этнограф, ученый, народный сказитель, член Союза писателей России, Заслуженный деятель культуры. А в танцы Айхана привела его тетя, Айана Шинжина, заслуженная артистка России.
— Моя тетя закончила хореографическое училище в Бешкеке и ГИТИС в Москве, а потом создала национальный театр песни и танца «Алтам» у нас в республике Алтай. Там я и ее дочь Ак-Ай, моя двоюродная сестра, начали заниматься еще малышами. И поначалу мне это ужасно не понравилось!
— Почему? Я думала, что ты с детства хотел танцевать!
— Я на самом деле был очень застенчивым ребенком, не рассказывал стихов на елке и не рвался участвовать в каких-то номерах, хотя мама говорила, что я красиво двигаюсь. А когда меня отвели в школу к тете, все, что мы разучивали, показалось мне таким простым, примитивным и скучным, что я это дело забросил. А в конце года был концерт. И вот когда я увидел, как выступают дети, сколько в этом драйва, какие у них костюмы, как на х смотрят и аплодируют, я понял, что хочу быть там, на сцене.
— Так в этом и есть настоящая природа артиста! Правда, что именно твоя тетя настояла на том, чтобы ты поступил в хореографическое училище в Улан-Удэ?
— Да, она заманила меня туда хитростью (смеется). Балет мне не очень нравился. Я в то время мечтал стать чемпионом мира по бальным танцам. В них столько экспрессии, столько харизмы! Тетя сказала, что с балетной базой я смогу стать лучшим бальником в мире. Я был маленький, поверил.
— Почему ты не остался в классическом балете?
-Я стажировался в театре, но классический балет – это не то, чего мне хотелось. К тому же, со второго курса хореографического я начал работать в театре танца «Угол зрения», и там меня заметили хореографы другого очень сильного коллектива – национального театра танца и песни «Байкал». Они сделали мне предложение, от которого невозможно было тогда отказаться — хорошая зарплата, квартира, возможность реализоваться как постановщику, только чтобы я пришел в коллектив, что я и сделал по окончании училища. И все было отлично, пока вместо зарубежных гастролей я не оказался в армии (смеется).
-Как это произошло?
— Произошло стремительно (смеется). Для зарубежных гастролей мне нужен был загранпаспорт, я пошел в военкомат, а мне сказали, что надо служить. Это я сейчас стал более уравновешенным, научился контролировать свои эмоции, гнев в том числе, а раньше – это было ужасно. В общем, я устроил там скандал, и меня не долго думая скрутили и увезли.
— Ты хотя бы служил в каком-нибудь военном ансамбле или как это называют?
— Нет, отслужил в танковых войсках, все было по полной. Уезжали на месяц на полигон, получали в сутки 750 мл воды, которая нагревалась во фляжке до состояния кипятка, нужно было копать и спать в песке. И ноги гнили в сапогах, извините. Но к армии я был, можно сказать, готов. Я ведь восемь лет прожил в хореографическом интернате. А до этого — дома, в семье, где восемь детей. Приходилось самому стирать, убирать, заправлять. Я все это умел и знал. Конечно, были ребята, которые не умели пуговицу пришить, и для них армия была своего рода школой. Но меня она разочаровала в смысле обучения — за год из «калашникова» пострелял пару раз, и все.
— Правда, что был в твоей жизни период, когда ты работал в мужском стриптизе?
— Да, это было сразу после армии. Я уже не вернулся в «Байкал» и поехал покорять Москву. Но найти работу танцовщика здесь — с нуля, без знакомств, без связей — было совершенно невозможно. Мне посоветовали попробоваться в один из этих клубов. Меня сразу же взяли. Но я выдержал только месяц и уехал обратно в Улан-Удэ.
Зато в Улан-Удэ Айхана очень ждали. Ему тут же предложили принять участие в конкурсе «Самый красивый мужчина Бурятии», в котором он победил. Следующий этап проходил в Гонконге. Но туда Айхан поехал уже с другой задачей.
— Друзья в Улан-Удэ предложили создать что-то свое. Свой театр. Я загорелся этой идеей и вернулся из Китая с полными чемоданами страз, пайеток, тканей. И мы буквально взорвали город! Мы назвали наш театр «Капуччино». У нас у всех есть такие татуировки: I love Cappuccino. Тратили на рекламу, снимали видео. Билеты раскупались в бой. Я очень рад, что театр до сих пор существует. При нем есть детская танцевальная школа. Но я через некоторое время все-таки уехал.
— Вторая попытка покорить Москву?
— Да, мы ехали в Москву на машине. Из Улан-Удэ. Двенадцать дней. И пока мы ехали, я постоянно говорил себе: «Я хочу в телевизор». Снова и снова отсылал этот свой запрос в космос. Но в Москве я снова три месяца ничего не мог найти. Если у тебя нет никаких связей, пробиться, даже просто найти достойную работу очень сложно. Когда я пришел на кастинг к Аните Цой, я сказал себе «сейчас или никогда». И всех порвал.
— Во 2 сезоне «Танцев» тебя отсеяли довольно рано, в 4 сезоне ты дошел до финала. Что изменилось? Ты вырос профессионально?
— Дело не в этом. Я просто поменял все свои настройки. После второго сезона меня пригласили в Киев на шоу «Танцуют все». Там, на кастинге, я увидел недовольное лицо Раду Поклитару и подумал: «Да идите все к черту! Я профессионал, артист балета, такое образование мало у кого есть, к тому же я могу танцевать все направления – народные, бальные, контемп, модерн, хип-хоп. Я красивый, я офигенный, я достоин быть здесь! Точка». И я прошел и дошел до финала. Я поверил, что достоин всего, чего захочу. А когда вернулся в Москву, работы у меня стало появляться все больше и больше. В 4 сезон я пришел уже другим, уверенным в себе.
— На проекте очень настойчиво поднималась тема ваших отношений с наставницей Татьяной Денисовой. Когда Сережа Светлаков отпускал шутки «Айханчик, заводи машину, хозяйка скоро придет», ты невозмутимо улыбался. Тебя это не задевало?
— Я прекрасно понимал, что это отличный повод для медиа, что вся эта история мне на руку, мы и сами с Татьяной не раз подыгрывали. Вообще, я еще на предкастинге понимал, что такая ситуация возникнет. Потому что мы были знакомы с Татьяной по Киеву: она была в жюри, я на сцене. Она действительно делала тогда комментарии в эфире «какой красивый мужчина». Но это относилось к моим выступлениям, к танцу. Вне проекта мы не общались. Но за это, естественно, зацепились. Это же шоу-бизнес!
— Скажи, а у твоих поклонниц есть шансы?
— Я всегда честно говорю, что я не свободен, но это мало кого останавливает. А однажды в эфире я сказал, что встречаюсь с миллионершей, пошутил, но это сразу все услышали. На самом деле мое сердце занято уже восемь лет, и за это время ничего ни разу не менялось.
— Как ты ощущаешь свою популярность?
— Меня узнают, автографы просят. Недавно в метро девочка подошла и поцеловала меня. Но я не могу сказать, что это популярность. И крышу мне не сносит.
— Что будет после «Танцев»? Какие у тебя планы сейчас?
— Хочу сделать постановку на вечере современной хореографии в Большом. Я знаю, что это очень абмициозная задача. Но я работаю над этим. Готовлю эскизы, красивую легенду. У меня наработано очень много народной хореографической лексики — индийской, корейской, японской. Я хочу сделать балет, коллаборацию с этнической хореографией.
— Не боишься амбициозных целей?
— Я понял такую вещь: иногда ставишь себе цель, и тебя так увлекает путь к ней, что ты забываешь о самой цели и оказываешься там как бы случайно. Вот, например, задумал ты приготовить торт, выбираешь ингредиенты, что-то там взбиваешь, и так увлекаешься, что даже не замечаешь, как торт уже готов. Тебе все время было интересно, классно. А бывает, что ты так мучительно ждешь этой цели, что она просто делает тебя несчастным. Это неправильно. Путь важнее, чем сама цель.
— Похоже, ты не только философ, но еще и умеешь готовить?
— Да, все мои друзья об этом знают (смеется). Я ребятам с «Танцев» готовил контейнеры с блинчиками.
— А правда, что сам ты ешь один раз в день?
— Нет, кто вам такое сказал? Я очень много ем! Если я ем один раз в день, значит, больше просто не успел (смеется).
— Расскажи, твои тату, о чем они?
— Семь бриллиантов – мои братья и сестры. Перо – в честь деда писателя. Розы – это моя мама. Корона с месяцем – это я. Стрела – потому что я Стрелец. Все это символы, большую часть эскизов рисовал я сам.
— Что ты считаешь своим достижением?
— Первое, что приходит в голову – какие-то победы, удачные концерты, но это не главное. Я рад тому, какой я есть сейчас, как я рассуждаю, мыслю. Хочется достичь большей гармонии, чтобы понимать, на что ты способен. Чтобы быть максимально счастливым независимо от количества денег и положения в обществе.
— Если бы не танцы, чем бы ты занимался в жизни?
— Это все равно было бы связано с искусством. Я бы нашел способ доносить до людей то, что чувствую.
Что скорее заставит тебя сорваться с диеты – гамбургер или торт?
Торт, если он шоколадный. Если я голодный, то гамбургер. А потом торт! Да я вообще не сижу на диете!!!
Что ты делаешь, когда приходится трудно?
Сначала жалею себя, но знаю, что мне нужно разозлиться. Бью себя по щекам, потом иду и делаю.
Когда тебе стали говорить, что ты красивый?
С детства. Но я себя красивым не считаю.
Самый лучший комплимент
Тот, что связан не с внешностью, а с моим внутренним миром и душевными качествами. С моей добротой, которую люди редко могут разглядеть за этими татуировками.
Лучший город земли
Москва. Это душа моя.
Комедия или боевик?
Сейчас уже комедия точно. Лет пять назад был бы ужастик.
Недостаток
Вспыльчивость, о которой потом жалею.
Какие три твоих качества назовут люди, которые знают тебя близко?
Смешной. Добрый. Творческий.
Интервью: Лена Бальбурова, фото: Ольга Новикова